Корреспондент "РГ" провел тест-драйв электромобиля
В Москве появились электромобили.
Корреспондент "РГ" решил проверить, удобно ли пользоваться такой машиной в условиях большого города.
Мал, но дорог
Сейчас в России официально продается только один тип электромобиля - Mitsubishi i-MiEV. Лишь он пока сертифицирован для нашего рынка. На нем я и провел тест-драйв.
Первые впечатления. Внешне довольно забавный маленький автомобильчик. На передних сиденьях с комфортом разместятся водитель и пассажир. А вот про комфорт задних пассажиров умолчу. Но надо учитывать, что это сугубо городской автомобиль, который предназначен не для того, чтобы семьей на дачу ездить, а только чтобы довезти до работы и обратно. Полезен также при поездках по магазинам, если ехать в одну сторону надо не больше 50 км.
Сказать, что электромобиль очень тихий - это не сказать ничего. Он - бесшумный. Вставил ключ в замок зажигания, повернул, и только электронный сигнал "блямс" сообщил, что машина завелась. Ждешь, что хоть что-нибудь рыкнет под капотом. А там - тишина. Недаром с этого года в электромобилях стали устанавливать шумоимитаторы. Но они нужны, чтобы отпугивать пешеходов.
Интересна динамика машины. До 60 км/час она разгоняется, как спорткар, - за 4,5 сек. Нажал педаль в пол, стрелка эконометра ушла в крайнее положение "power". То есть при максимальном потреблении электричества максимальная мощность. Как только скорость перевалила за 60 км/час, несмотря на утопленную в пол педаль акселератора, стрелка эконометра начинает подниматься к зоне "eco". Таким образом, сам автомобиль сохраняет свои запасы энергии. В итоге до 100 км/час он разгоняется за 14,5 сек.
Плюсы и минусы зарядки
В документах заявлено, что запаса батареи хватит на 160 км пробега. Но это при идеальных условиях. Дорожное движение в столице идеальным не назовешь. Заряда должно хватать на 120 км. Однако есть еще и такие злостные потребители энергии, как кондиционер и печка.
В один день мне пришлось проехать на электромобиле 70 км. Но времени на это ушло 6 часов. Весь маршрут был включен кондиционер. Эта техника съела столько запаса батареи, сколько не мог сожрать автомобиль, несмотря на резкие разгоны и движение с далеко не экономичной скоростью - 120 км/час. В конечном итоге у меня действительно был риск не доехать до гаража.
Зарядку после этого пробега можно считать наиболее показательной. Итак, я открыл "крышку бака" и вставил туда зарядный пистолет. На другом конце провода - обычная вилка, которая втыкается в обычную розетку (евроразъем). Надо еще учитывать, что аппарат может потребовать аж 16 ампер, так что розетка должна выдержать такую нагрузку. У меня все было подготовлено.
За ночь счетчик накрутил мне 14 киловатт. Именно столько потребовалось для зарядки автомобиля. В пересчете на деньги получается 53 рубля 20 копеек. На каком автомобиле за такую сумму я смогу проехать 100 км?
И это еще при обычном тарифе. А если считать по ночному - автомобиль заряжался ночью - получится 8 рублей 40 копеек.
Для сравнения, в среднем легковой автомобиль С-класса на сто километров потребляет порядка 9 литров на сто километров пробега. При стоимости 95-го бензина около 30 рублей за проезд 100 километров на нем мне придется заплатить 270 рублей. Разница, как говорится, налицо.
Пока бесплатно
Сегодня в Москве 15 "медленных" зарядных станций. Там батареи заряжаются до 8 часов. Но на днях открылись еще 3 станции быстрой зарядки. Вот они всего за 15 минут наполнят батарею на 80%.
По словам Максима Осорина, гендиректора компании, продвигающей услуги для электромобилей, даже при коммерческой эксплуатации этих заправочных пунктов, зарядка будет в 9 раз дешевле, чем при заправке бензином на то же расстояние.
Сейчас зарядка происходит бесплатно. Так сказать, в рамках эксперимента по внедрению подобной системы. Заправить электромобиль можно, только имея электронную карту. Вы подносите ее к терминалу, он идентифицирует вас, и только потом предоставляет возможность зарядки. Сделано это, не столько чтобы в дальнейшем получить с вас деньги, сколько для учета заправляемых автомобилей. Многим компаниям необходимо иметь такую информацию, чтобы отчитываться перед акционерами, сколько слоев озона они сохранили и скольким кубометрам парникового газа не дали вырваться из выхлопных труб автомобиля.
Сейчас в Москве уже бегают 71 Mitsubishi i-MiEV. Помимо них зарядными станциями пользуются электромобили, завезенные по серым схемам, а также многочисленные электровелосипеды и электромопеды. Так что структуре электрозарядных станций скучать не приходится. Достаточно сказать, что я получил карточку с номером 204. То есть помимо меня зарядными станциями пользуются еще 203 человека.
Розетка без очереди
В мировой практике станции быстрой зарядки устанавливаются на шоссе, вдоль вылетных магистралей, на традиционных АЗС и в крупных торговых центрах. В Москве одна такая станции установлена в автосалоне, другая - на территории бизнес-центра, где размещается офис разработчика этого вида услуг, и еще одна на территории энергоносителя - Московской объединенной электросетевой компании. Но до конца года планируется увеличить количество таких станций до 30.
Для сравнения: в Японии станций быстрой зарядки 848, в Европе - 191.
Японию можно понять. Там энергоносители в большом дефиците. Кроме того, японец не может купить машину, если у него нет места для ее хранения - гаража или парковки. Как правило, там, где есть гараж или парковка, есть и розетка. Так решается вопрос зарядки автомобиля.
К сожалению, у нас необязательно иметь место парковки автомобиля. А для тех, у кого нет гаража или места на стоянке, владение электромобилем радости не принесет.
Взяв на тест-драйв электромобиль, мне было грех не воспользоваться услугами быстрой заправки. Как это происходит? Я подгоняю автомобиль к небольшой колонке. Вытаскиваю из нее пистолет, вставляю его в гнездо. (Для быстрой зарядки оно несколько отличается от того, которое предназначено для обычной зарядки.) Прикладываю к терминалу карту. Аппарат сверяет мои данные с теми, что есть в базе, тестирует машину. Общение завершено, и началась зарядка. Монитор сообщает, что на процедуру потребуется 17 минут.
Надо сказать, что защита от дураков предусмотрена на очень высоком уровне. Скажем, если я выдерну шнур из зарядного гнезда, то зарядка прекратится и током меня при этом не ударит. Если я одновременно с пистолетом быстрой заправки вставлю в другое гнездо заправку медленную, то автомобиль воспользуется услугами быстрой зарядки. И только после того, как прибор сообщит, что он использовал все свои возможности для пополнения бака, включится другая зарядная станция.
Удобно, но...
Итак, какие выводы я сделал после того, как лично попробовал электромобиль в деле?
Это действительно очень выгодная и полезная машина. При соблюдении нескольких условий: место зарядки около дома, короткие маршруты, желательно место зарядки на парковке около офиса.
Из серьезных недостатков - очень высокая цена: 1 млн 800 тыс. рублей. 38% из нее составляют таможенная пошлина и НДС.
Сейчас обсуждается вопрос обнуления таможенной пошлины. Тогда цена на агрегат упадет примерно на четверть. Однако все равно останется очень высокой.
Впрочем, электромобиль сейчас можно рассматривать как мобильный телефон. Когда такие аппараты только появились, они тоже стоили безумных денег. Сейчас любой бомж может позволить себе купить мобильник. С началом массового производства электромобилей цена на них упадет.
Кстати
С начала продаж в октябре 2011 года в России продан 71 электромобиль Mitsubishi i-MiEV. Для сравнения: в Нидерландах за тот же интервал времени с момента старта продаж их продано в 1,5 раза меньше, во Франции - в 1,3 раза меньше, в Испании - в 4,1 раза меньше, в Польше - в 3,5 раза меньше. За 7 месяцев Россия вышла на уровень Швеции, при том что там есть госпрограмма поддержки электротранспорта, позволяющая получать скидку при покупке электромобиля, не платить ежегодный дорожный налог, а также бесплатно ездить через платные зоны Стокгольма.